1. Родноверие — Родная Вера Русской Земли, которую исповедовали наши предки с самых древних времён.
Язычество родилось вместе с человеком, как только он стал отличаться от животного. А славянская Родная Вера существует с тех самых пор, как появились славянские племена — это, по меньшей мере, 3500 лет назад! Современные наследники этой веры предпочитают называть её «Родноверием», нежели чем «язычеством» — чтобы не вызывать негативные ассоциации,навешанные на это слово за века христианских гонений. Христиане приписывали (и до сих пор приписывают) язычеству самые зверские и ужасные вещи, поэтому несведущий человек может испугаться, встретив упоминание слова «язычество». А на словах «Родная Вера» этой тёмной печати нет.
2. Родноверие — это Природная Духовность, она присуща душе человека изначально.
Если бы человек рос, не зная никаких религиозно-философских учений, измышленных людьми до него — он вырос бы язычником. Ему не надо было бы объяснять, что всё вокруг— живое, всё в мире взаимосвязано и реагирует на движения души. Тесно общаясь с Природой, он чувствовал бы своё кровное родство с Нею, со всеми живыми существами,и общался бы с Силами Природы как со Старшими родственниками.
А вот идея поклонения Мухаммеду, Иисусу или другой личности, священной книге, или чётко очерченным догмам — у него бы не возникла, так как в Природе, в мире она вовсе не очевидна. Чтобы её уяснить — надо, чтоб тебя научили ей. А кто учит? Люди. Потому и говорится: Родноверие — естественная, Природная Духовность, потому что она в нас врождённая, от самой Природы.
3. Родноверие — это прежде всего мироОЩУЩЕНИЕ, а уж затем — мироПОНИМАНИЕ.
Мы общаемся с миром, чувствуем его, и на основе своих ощущений создаём картину мира, свою систему мировоззрения. Человек не обязан принимать на веру чьи-то умопостроения о человеке, мире и Боге, дескать: Земля стоит на трёх китах. Или: мы все от рождения грешны. Или: Бога зовут так-то и никак иначе.
Нужно прислушаться ко внутреннему голосу: а ощущаю ли я это сам? Говорит ли то моя природа, или просто заученный в детстве урок?
Родная Вера — это способ бытия в мире, а не теоретическая установка, отдельная от повседневности. Смысл Веры предков — жить в ладу с Природой и со своей совестью.
4. Родноверие не произошло от какого-то одного родоначальника (пророка, мудреца или законодателя), не имеет единого Священного Писания, единого канона, который обязаны исповедовать все.
Как известно, что имеет начало — будет иметь и конец. То, что создал человек — не вечно и не всеохватно, одна книга не может вместить всю мудрость мира — поэтому учения, зацикленные на личности или писании — сами положили себе ограничения.
5. Родноверие объединяет в себе Единобожие и Многобожие. РОД — почитается как Единый Бог (Всебог), и одновременно Он многолик: все Родные Боги —Его Лики, Его проявления. Такое строение называется Родобожие.
Боги олицетворяют различные Силы в Природе и в человеке, а Род — Великая Тайна, То Неназываемое, Неописуемое, Что порождает и охватывает все эти Силы, оставаясь больше Их.
Само слово«РОД» — это даже не имя Бога (ведь имя ограничивает бесконечность), а лишь указание на Его функцию. Прислушайтесь к русским словам с тем же корнем: приРОДа, РОДить, наРОД, уРОЖай, РОДные, РОДина… Это и есть Родовые ценности, которые исповедует Родная Вера.
6. Природа одухотворена Духом Рода, Вместе они составляют Единое целое: Мир. Родноверие почитает Природу как Мать и Рода как Отца, потому что именно в Их союзе рождается Жизнь.
Говоря упрощённо, Природа здесь понимается как материя, вещество и его законы, а Род —Духовная составляющая. Материя сама по себе — не жива, это молекулы. Но и Дух сам по себе — не проявлен и бессилен. В сущности, друг без друга они не существуют. Зато в их слиянии рождается всё, что есть в мире — и живые существа, и те вещи, которые мы привыкли считать неживыми. Просто в последних Дух проявлен иным образом, чем в нас самих, поэтому нам трудно его уловить.
7. Каждый человек — сын Отца-Рода и Матери-Природы, а все живые существа — его родные братья в единой Божественной Семье.
Отсюда отношение уважения и сострадания ко всему живому, которое проповедуют родноверы.
Отношения с Богом по принципу «раб/господин», принятые в некоторых мировых религиях, вряд ли полезны душе человека. Разве может Бог хотеть, чтобы Его создания самоуничижались перед Ним? Мы, русичи— не рабы, но дети своих Богов и своей Земли. Мы почитаем Богов как старших в своём роду, не пресмыкаясь перед Ними, а доказывая делами, что достойны быть Их наследниками. «Внуки Даждьбожьи»— вот как называет русичей «Слово о полку Игореве».
8. Суть Родноверия — любовь человека к Богу-Роду и сородичам и любовь Рода ко всем Своим детям.
Любовь, разумеется, изобрели не христиане. Это естественное состояние человека, который находится в Ладу с миром. Если носишь в своём сердце Любовь — то даже не нужно задумываться, как поступать в том или ином случае. Сердце будет направлять тебя на путь Лада. Поэтому Родная вера есть Родолюбие.
9. Родноверие есть, прежде всего, ДЕЛО, а уж затем — вера.
О человеке и его Духовных качествах следует судить по его поступкам. Мало ли, кем ты видишь себя в мечтах, или во что ты веришь. Если ты бросаешь мусор в лесу, или пребываешь в постоянной озлобленности — это скажет о тебе больше правды, чем возвышенные рассуждения.
10. Ни одна из религий не обладает исключительным правом на Истину — в том числе, ни одно из течений внутри Родноверия.
Наши предки всегда понимали это. У каждого народа испокон веков было своё представление о мире, свои Имена Богов. Так и должно быть, ведь Силы Природы проявляются в разных землях по-разному: в горах Тибета они одни, в джунглях Африки — другие,в Заполярье — третьи. Боги и духи (образы Сил) там именно те, которые наиболее органичны для данных условий.
Между тем, в том, что касается Вселенского Духа, то есть Рода — и непалец, и негр, и эскимос согласятся:
Всё вокруг живое? — Да.
Человек —часть Природы и призван жить в Ладу с ней? — Да.
Человек —родственно связан с Силами и живыми существами? — Да.
Итак, пусть каждый человек и каждый народ общается с Богом на своём языке. Религия,отвергающая все иные взгляды — ложная религия.
11. Теперь задумаемся над словом «вера». Верить можно во что-то, чего не знаешь наверняка.
Поэтому Родноверие является не верой в Богов, а верой Богам — как старшим, мы доверяем Им и личному Духовному опыту (ведь для того, кто имел прямой контакт с Силами, не встаёт вопрос, верить в Них или нет);
во-вторых,наша Вера — это Ведание Божественного и Природного;
и в-третьих, это Верность Заветам предков.
12. Родноверие не имеет единой церковной иерархии, не обязывает последователей участвовать в богослужениях, носить определённую одежду и т.д.
Календарные обряды и традиционная одежда — наша дань памяти предков. Но эти обычаи не являются строгим условием, родновер может уделять им больше или меньше внимания, смотря по своим склонностям. Он также не обязан входить в подчинение какого-либо Духовного или политического лидера или состоять в общине. Поскольку мы дети Богов по праву рождения — нет никаких препятствий, чтобы общаться с Ними непосредственно.
13. Родновер не нуждается в посредниках для общения с Родными Богами и Природой, и волен обращаться к Богам так,как подсказывает ему Сердце.
14. Капище— это святилище, где человек обращается к Богам.
Первейшее Капище родновера — само Сердце его, где и обитают Боги;
затем — Всеживая Природа и отдельные природные святилища (места Силы, священные камни, родники, деревья и т.д.),
и только на третьем месте идут рукотворные святилища (капища и храмы).
15. Родноверие — живое учение о Жизни, оно постоянно развивается вместе с развивающимся миром, при этом опираясь на те Духовные основы, которые остаются незыблемыми в веках.
Современному язычеству нет нужды слепо копировать быт и взгляды предков, живших до «крещения» Руси. Каждой эпохе, как и каждой местности, соответствуют свои образы, через которые человеку легче общаться с живой Вселенной. Наша задача — нащупать, ощутить, в каких образах Родные Боги проявляются в наши дни, в условиях городской среды.
16. Родноверие — это любовь к Родной Земле, следование Родовым ценностям и раскрытие своей Родовой Памяти — мудрости предков. При этом любовь к родному не измеряется ненавистью к чужому! Как сказано мудрыми: «Изучай мудрость иных родов, но следуй мудрости своего рода».