С началом осени, примерно через три месяца после первоначальных сроков, в Рунете открылся деловой портал RB.ru. Слухи о нем как о возможном «убийце» крупных деловых сайтов циркулировали в сети с апреля. Больше всего внимания было приковано к заявленной концепции «делового таблоида» — нового типа СМИ, аналогов которому в России пока не существует.

Башкирский след Одной из самых замечательных особенностей нового сайта является его доменное имя, схожее, как тут же заметили все интересующиеся, с именем портала РБК. Как заявляет издатель RB.ru Наталья Моисеенкова, это совпадение случайное. Просто изначально было решено занять какой-нибудь благозвучный двухбуквенный домен. После перебора многих вариантов остановились на нынешнем.

Сам домен RB.ru не сразу стал местом обитания офисного планктона. За некоторое время до того, как его владельцем стал издательский дом Independent Media & Sanoma Magazines, по этому адресу размещался сайт республики Башкортостан. На домене третьего уровня kurultai.rb.ru до сих пор находится интернет башкирское Государственное собрание, Курултай.

Моисеенкова предлагает расшифровывать РБ как «Российский бизнес». Интересно, что сайт со схожим названием создан и зарегистрирован РБК по адресу RBRU.ru. Полное название проекта РБК — «Российский Бизнес/РБ.ру/Russian Business/RB.ru». Это интернет-СМИ зарегистрировано 28 апреля 2007 года, то есть менее чем через месяц после того, как стало известно о проекте Independent Media. Будут ли два крупных игрока делить заманчивую аббревиатуру, пока неизвестно. В издательстве заявляют, что сходство RB.ru с сайтом РБК их забавляло. Лучшие цены на авиабилеты дюссельдорф москва у нас.

Впрочем, такое своеобразное соперничество — вовсе не случайно. С конца 2005 года, когда газета «Ведомости», выпускаемая Independent Media, обвинила РБК в плагиате, обе стороны активно разбираются друг с другом в суде, пресс-релизах и на страницах различных СМИ. Даже когда суд удовлетворил иск «Ведомостей» к РБК, снизив, правда, сумму выплат в тысячу раз, война просто перешла в свою холодную стадию.

Легенда о деловом таблоиде Хотя Рунет узнал о RB.ru всего несколько месяцев назад, сама работа над проектом, по словам пресс-секретаря Аси Мелкумовой, началась еще в сентябре прошлого года.

Главным редактором Rb.ru должен был стать журналист Эльмар Муртазаев, а стоимость проекта, по оценкам участников рынка, составляла от 3 до 5 миллионов долларов.

Запуск проекта был запланирован на лето 2007 года, но не состоялся. 9 июня руководитель проекта Наталья Моисеенкова дала интервью газете Business&FM, в которой рассказала, что Independent Media создаст интернет-телестудию, которая будет поставлять контент для RB.ru и онлайновых версия печатных изданий холдинга. Вездесущие эксперты оценили затраты в сумму от 2 до 10 миллионов долларов.

Одновременно появились слухи о том, что Independent Media ведет переговоры о покупке нескольких развлекательных ресурсов.

В середине июня из проекта по личным причинам ушел Муртазаев. Примерно в то же время ушел заместитель главреда Владислав Вдовин. Место главреда через неделю занял Евгений Кулаков, работавший до этого в «Огоньке» и таблоиде Speed-Info. Сроки сдвинулись на начало августа.

Все эти перестановки и утечки информации сформировали у тех, кто следил за развитием «делового таблоида» ощущение, что концепция проекта этими двумя словами не ограничивается. В первый день осени так оно и оказалось.

Все иначе В новом портале «деловой таблоид» под названием Office life занимает всего шестую часть всего контента — и нижнюю строчку в главном меню. Он заточен про истории о бизнесе и о людях. Предполагается, что со временем посетители сайта будут присылать свои сообщения-«сливы», под которые тоже нашлось место.

Также Office Life содержит отдельный раздел «Гынциклопедия», где будут собраны все офисные шутки. Тем, кому старых шуток мало, предлагаются спецпроекты типа фотографий самого крутого офисного туалета и сборника мелодий, которые можно услышать, ожидая соединения с сотрудниками различных организаций.

Немного о конфликтахЖурналисты, услышав о том, что на сайте будет размещаться инсайдерская и, возможно, нелицеприятная для руководство компаний информация, заинтересовались — как можно будет избежать ссор и судебных разбирательств. Кроме того, сайту предстоит в ближайшие полгода работать в условиях предвыборных гонок. При этом читатели смогут анонимно добавлять политические новости.

Во избежание конфликтов RB.ru намеревается использовать лазейку в законе о СМИ. Статья 57 этого документа освобождает от ответственности СМИ в случае, если грозящие судом сведения содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи. Таким образом, генерируемый пользователями новостной поток сознания будет приравнен к прямому эфиру, где можно все.

Тем не менее, создатели RB.ru пообещали быть очень осторожными и четко разделять редакционные материалы и присланные.

Почетное первое место в списке разделов занимают новости. Новостей на RB.ru, который является в первую очередь деловым порталом, предполагается размещать сумасшедшее количество. Коротких, на два-три абзаца — до 100-150, что делает ленту делового портала похожей на ленту новостных агентств. Более-менее крупных текстов, так называемых «главных новостей» — 25 каждый день, что делает RB.ru немного похожей на «Газету.ру». Кроме того, есть агрегатор новостей и возможность отфильтровать весь новостной поток по отраслям, регионам, специализации участника сообщества и ключевым словам.

Еще один большой раздел — бизнес-справочники. Это именно деловая часть портала — с обзорами рынков, каталогом компаний, списком бизнес-услуг, новостями законодательства и сборниками документов для работы и жизни.

И, наконец, есть рубрика «Сообщество» — с блогами, профессиональными клубами, форумами и целями (последнее живо напоминает популярный сайт 43things.com). Моделью для самого «Сообщества» во многом стал E-xecutive, который создавала Наталья Моисеенкова.

Отдельно существует рубрика «Карьера» — там членам сообщества предлагают искать работу, почитать рассказы анонимов о том, сколько они получают и измерить собственную стоимость на российском и мировом рынке.

Именно рассказы анонимов («Лента зарплат») считаются одной из лучших находок проекта. Идея рассказать об условиях работы, зарплате в отрасли и прочем весьма хороша. Желание померяться зарплатами в менеджерах неистребимо. Правда, первые рассказы реальных пользователей уже обнаружили, что мало кому нужно 3-5 абзацев для рассказа о своей работе и подчиненных. Обходятся одним. Зато интервью, взятые редакцией, в этой рубрике действительно интересно читать.

В середине сентября должен открыться еще один большой раздел — «Финансы». Там речь пойдет об управлении персональными финансами, кредитах, страховке и инвестициях. Темы, довольно далекие от «делового таблоида».

Только факты Над уникальным российским деловым порталом работает команда из всего 40 человек, из которых на редакцию приходится 30. Целевой аудиторией являются менеджеры среднего и высшего звена, а также молодые специалисты и клерки. Соласно презентации, объем аудитории достигает 4 миллионов человек.

Расходы RB.ru не раскрываются. В то же время создатели сайта заявили, что достигнуты договоренности с рекламодателями, а в 2009 году RB.ru по планам должен стать прибыльным. Разработкой сайта и продажей рекламы будут заниматься собственные отделы.

Есть и более близкая цель — 100 тысяч ежедневных посетителей к концу 2007 года. Получить их поможет рекламная кампания, которая начнется в сентябре. В ней, по заявлению Натальи Моисеенковой, будут задействованы как оффлайновые СМИ (в том числе издания Independent Media), так и нетривиальные методы — вирусный маркетинг и флеш-мобы.

Могут помочь проекту и некие приобретения, которые издательство запланировало на 2008 год.

Повтор, перемотка Ничто не ново под луной, в том числе и идеи порталов для широкой аудитории. Independent Media однажды уже потратила около пяти миллионов долларов на портал, который назывался eStart. Он открылся 24 мая 2000 года.

В eStart было вложено очень много труда. Сайт делался студией Лебедева (в частности, 289 иконок, система администрирования, форумы, поиск). В качестве консультанта выступал создатель знаменитого портала go.com. О новом портале писали офлайновые СМИ, сулившие ему радужные перспективы.

Все это не помогло eStart. Портал закрылся за нерентабельностью в 2002 году. Его крах главный редактор связывала с крахом доткомов на мировых рынках. Спустя пять лет прозвучала другая версия.

По словам основателя Independent Media Дерка Сауэра, присутствовавшего на пресс-конференции, посвященной запуску RB.ru, издательство свои ошибки в eStart осознало. Основная, как он заявил, была в том, что в eStart не было собственной редакции, и использовались материалы из печатных изданий, что делало проект как бы продолжением бумажных СМИ. RB.ru, сказал Сауэр, это совсем другое дело.

Действительно, RB.ru — это вовсе не продолжение бумажного, а официально зарегистрированное интернет-СМИ с очень сильным упором на социальные сервисы. И действительно, чем дальше, тем больше у рекламодателей спрос на площади в деловых изданиях. Но во многом RB.ru пока остается eStart’ом.

От SitesReady