Недавно я задумалась над вопросом, откуда же берет свое начало event как бизнес? Откуда взялись мероприятия, и какие они были раньше? Давайте попробуем разобраться в этом вместе.
Первыми в истории человечества мероприятиями, уходящими корнями в древние времена, вероятно, следует признать древние общественные и религиозные ритуалы: посвящения, рождение ребенка, женитьба, выборы вождя, празднование удачной охоты, жертвоприношения, праздники в честь сбора урожая и многие другие ритуалы. Значит, первыми организаторами мероприятий были шаманы, то есть те, кто знал и создавал ритуалы.6
Однажды, придя в новом городе в храм, Конфуций стал спрашивать о ритуалах. По рядам людей прокатились смешки: «Говорят, он мудрец, а ритуалов не знает!» На что Конфуций отвечал: «Спрашивать о ритуалах – это и есть ритуал».
Шли времена, менялись и мероприятия: они становились все изысканнее и сложнее. Возникли общегородские и государственные праздники, проводились коронации, действа, причастные к религиозному сектору, охватывающие целые континенты, и т. д. Теория и практика празднования таких праздников передавалась из поколения в поколение и дошла до наших дней, хоть и претерпела изменения. Вот и выходит, что новое – это лишь хорошо забытое старое, а профессию event-менеджера придумали совсем не в наши дни.
В России значительные изменения в перечень государственных и частных праздников внесли реформы Петра I. К православным добавились и официальные светские праздники. Наше event агентство недорого организует любое мероприятие.
Изменения российской действительности потребовали адекватного воплощения новых идей и важнейших событий в ярких и эффективных, по степени своего воздействия, зрелищ. Светские приемы, пышные балы и многие другие мероприятия ворвались в жизнь людей той эпохи.
С развитием рыночного общества к организации мероприятий подключился коммерческий сектор. Возникла необходимость проведения деловых мероприятий, направленных на обмен идеями и информацией, мероприятий с целью получения прибыли. Мероприятия стали носить характер ключевых в вопросе продвижения продукта или услуги.
Несмотря на то, что индустрия праздника как специфическая форма деятельности существует, как мы выяснили, с давних времен, в самостоятельную отрасль она выделилась не так давно – примерно 30 лет назад (ориентировочно возникновение относят к 1800-х годам, когда началась продажа билетов на профессиональные спортивные мероприятия). До этого организация мероприятий долгое время являлась составной частью других отраслей экономики: гостиничного бизнеса, туризма, шоу-бизнеса; часть функций по организации мероприятий была возложена на отделы продаж, профессиональные ассоциации и другие подразделения. Это тормозило развитие event-менеджмента как отдельной формы деятельности. Теперь в области организации мероприятий появились профессиональные ассоциации, существуют специализированная литература, сертификационные программы, в данной сфере можно получить высшее образование. Постепенно организация мероприятий становится признанной индустрией со своими технологиями, игроками рынка, легендами и традициями.
Сама профессия организатора возможно сформировалась в 1950-х годах. Началось все в 1955 году, когда открылся первый Диснейленд. Так считает один из самых знаковых и известных ивент-менеджеров мира Джо Голдблатт. Стоит отметить, что к становлению event-менеджмента как индустрии и профессии, он приложил значительные усилия. Кроме того, он выпустил в свет книгу Special Event – ставшей, вероятно, самой культовой книгой в области организации мероприятий, выдержавшей уже четыре издания. Голдблатт также является одним из основателей Международной ассоциации профессиональных организаторов мероприятий – ISES.
Немного в сторонке особняком стоит гипотеза многих теоретиков, считающих, что частично event-индустрия входит в индустрию MICE (Meeting Incentive Conference Events). В принципе, их мнение тоже имеет право на существование. Если говорить языком аналитиков, то «MICE – это детище Запада, прежде всего США и Великобритании. Ведь непосредственно деловой туризм (а, соответственно, и организацию деловых мероприятий) создали американцы, а основной бум индустрии пришелся на 1940-е гг., когда были открыты авиарейсы между США и Европой.
В России организации начали профессионально заниматься event-мероприятиями в 90-е годы XX века. Именно к этому времени приурочено создание первых event-компаний, которые до сих пор с успехом работают на рынке event-маркетинга и имеют в арсенале множество удачно проведенных мероприятий.
Event-маркетинг в некоторых странах — это большая индустрия, которая не только приносит государству прибыль, но и привлекает туристов (например, карнавалы в Рио-де-Жанейро или в Венеции посещают сотни тысяч человек), что в свою очередь также становится значительной статьей дохода для местных бюджетов. Экономическое развитие стимулирует и проведение конференций и выставок, так как приводит к возникновению деловых контактов. Организация мероприятий сильно влияет на общество в целом, подстегивая развитие экономики.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что еvent-индустрия — одна из самых стремительно развивающихся отраслей промышленности, чему мы бесконечно рады.