Танки впервые появились на полях сражений почти 100 лет назад. Однако до того, как был выработан определенный канон, создавались необычные конструкции. Один из них – автомобиль-цистерна – построенный в России гигант размером с одноквартирный дом .
Кто построил первый танк?
Боевым дебютом танков принято считать битву на Сомме, когда 15 сентября 1916 года англичане впервые в истории применили этот вид оружия. Это были танки Mark I — неповоротливые и огромные бункеры на гусеницах. Их появление, однако, означало существенное изменение способа ведения боевых действий и положило конец бессмысленности траншейной войны, продолжавшейся годами.
Хотя Mark I вошел в историю как первый боевой танк, а разработанный несколькими месяцами позже французский Renault FT-17 уже обладал всеми чертами танка в сегодняшнем понимании , работы над боевой бронированной машиной велось немало . ранее.
Схемы первых бронированных машин рисовал уже сам Леонардо да Винчи, но на документально подтвержденные попытки их применения на практике ушло несколько столетий. Одной из первых была конструкция американского полковника Дэвидсона, которому в 1895 году пришла в голову идея поставить на трехколесную машину Дюри броневой лист, а сзади разместить пулемет.
Технические инновации эпохи belle époque
Много новшеств в области причинения вреда ближнему принесла Вторая англо-бурская война, несколько лет спустя. Бурам, проживающим на юге Африки — потомкам голландских и немецких переселенцев — очень не повезло. В районах, где пытались создать собственное независимое государство, в конце XIX века были обнаружены богатые залежи алмазов . В качестве аргументов в дискуссии об эксплуатации месторождений британская монархия использовала несколько важных на то время нововведений — коммандос, концлагеря и броневики.
Казалось бы, путь от броневика до танка недолгий. Еще в 1911 году австрийский инженер Гюнтер Бурстин представил конструкцию машины, очень похожую на известные сегодня танки. Однако, как и многих новаторов, его считали уродом, тратящим время на бессмысленные, ненужные проекты, и таким образом австро-венгерская монархия похоронила шансы стать первой в мире бронетанковой державой.
Работы по бронетехнике велись и в царской России . Именно там был создан проект, который своими масштабами и нестандартным подходом к теме затмил собой все остальные военные диковинки той эпохи. Узнать как создавался современный танк, например такой как БМПТ ТЕРМИНАТОР можно прочитать на сайте.
Танк с двигателем Цеппелин
Автомобиль под названием «Авто-танк» («Летучая мышь», «Царь-танк», также известный как «танк Лебеденко») сконструировал Николай Лебеденко, работавший в одной из частных компаний военного ведомства. Форму своего танка конструктор позаимствовал у пушек того времени. Лебеденко впервые изготовил деревянную маленькую модель с патефонным механизмом.
Модель была представлена царю Николаю II, и правитель с энтузиазмом отнесся к представленной ему идее, дав добро на строительство опытного образца.
Необычная машина состояла из двух огромных колес размером с одноквартирный дом — каждое из них было 9 метров в диаметре. Колеса приводились в движение независимыми двигателями Maybach мощностью около 240 лошадиных сил, которые, скорее всего, были получены от… сбитого Цеппелина.
Бронированный дом на колесах
Основная часть корпуса танка возвышалась над землей примерно на 5 метров . По его бортам были спроектированы огневые позиции, а в центральной части располагалась вращающаяся башня с двумя пушками и двумя пулеметами. В задней части машины опускался корпус, заканчивающийся небольшим — в масштабе всего танка — третьим колесом. Транспортное средство было 17 метров в длину и 12 метров в ширину, а сверху напоминало подвешенную летучую мышь, что и дало ему неофициальное название.
Также планировалось вооружить нижнюю башню, расположенную под корпусом. Однако видимая на некоторых онлайн-визуализациях машина, ощетинившаяся бочонками, торчащими из каждого закоулка, является лишь радостным творением авторов этих снимков — такой техники никогда не существовало. Калибр орудий, предусмотренных для этой машины, остается неизвестным — во время испытаний их в башне не было, поскольку Центральное артиллерийское управление награждало реальными орудиями лишь проекты, которые оно считало готовыми к практическому применению.
Вычислительные характеристики танка были хорошими — ему предсказывали скорость в 17 километров в час, а вид чудовищно больших колес, сокрушающих препятствия и преодолевающих вражеские укрепления, должно быть, захватывал воображение. Полный танк весил около 60 тонн и управлялся экипажем из 10 человек.
Мечты об оружии, которое выиграет войну
Лебеденко был полон энтузиазма. Как вспоминает прикомандированный к нему инженер Александр Микулин, конструктор утверждал, что спроектированное им орудие способно прорвать вражеские позиции и привести к победе над немцами за одну ночь. В 1917 году начались испытания этого монстра. Гигантский танк рванулся вперед, сломал дерево и застрял третьим задним колесом в земле. Оказалось, что у двух 240-сильных моторов слишком мало мощности для привода такого гиганта.
Затем возникли фантастические концепции использовать его для прорыва решающего участка фронта таким образом, чтобы на коротком, ключевом участке перед наступающим танком были развернуты металлические листы, позволяющие ему пройти. Нелепость такой идеи, пожалуй, под стать лишь техническим проблемам, с которыми пришлось бы столкнуться при ее реализации, но, как видите, Лебеденко всеми силами пытался спасти свою концепцию.
Начались работы по реконструкции «Летучей мыши», заключавшейся в использовании более мощных двигателей. Однако это было после успешного дебюта танков Mark I и FT-17, и становилось ясно, что впечатляющая конструкция — тупиковый путь в развитии бронетанкового вооружения. Даже если бы он мог ездить, то, вероятно, не продержался бы долго на поле боя, став отличной мишенью для вражеской артиллерии со всего района, а проблема мобильности в труднопроходимой местности решалась за счет использования современных гусениц вместо больших колес. . Прототип в 1923 году был списан.
Уникальный
Что стало с конструктором, неизвестно — следы Николая Лебеденко оборвались во время Октябрьской революции. Его коллега Александр Микулин в последующие годы сделал карьеру известного конструктора авиационных двигателей.
Стоит помнить, что хотя с сегодняшней точки зрения идея Лебеденко кажется совершенно неуместной, в его время это была просто одна из многих концепций создания пригодного для использования бронированного оружия. Аналогичный проект был создан и в Великобритании, где рассматривалась конструкция транспортного средства, опирающегося на три 15-метровых колеса. Его строительство должны были вести военно-морские верфи, но идея так и не была реализована.
Немцы тоже вернулись к концепции чудовищно больших танков во время Второй мировой войны, но в их случае это закончилось только идеями и конструкциями. Автоцистерна остается единственной машиной такого размера, появившейся не только на чертежных досках, но и в виде рабочего экземпляра.