Прошлая неделя запомнилась многим сменой лидера на российском рынке хостинга. РБК заявила о своих старых и новых приобретениях, которые в общей сложности составили 20% рынка, и вытолкнула «Мастерхост» на вторую позицию.

После чего Леонид Филатов, председатель совета директоров холдинга «Активист», заявил, что «Мастерхост» не будет гоняться за биржевыми рейтингами, а займется «созданием максимальной прибыли для своих акционеров».

Об активной скупке интернет-проектов холдингом «Активист» в Рунете говорят уже давно, хотя официально подтвержденные сделки назвать трудно. В августе внимания журналистов удостоилась покупка сервиса SpyLog, который должен был повысить конкурентоспособность «Мастерхоста» за счет предоставления клиентам детальной статистики по сайтам. Сумма сделки, которая тоже не разглашалась официально, по утверждению Леонида Филатова, составила несколько миллионов долларов. Комментируя действия «Активиста», Дмитрий Канаев, представляющий телекоммуникационную компанию «Караван», предположил, что покупкой SpyLog холдинг не ограничится: «Осуществляется скупка недорогих интернет-активов, реальную стоимость которых определить практически невозможно».

Через несколько дней в Сети заговорили о том, что следующим «недорогим активом» в портфеле «Активиста» станет издание «Вебпланета», активно искавшее покупателя. Слухи не получали ни подтверждения, ни опровержения, а к середине сентября просочились в блоги. Первой эту информацию осмелилась выложить Людмила Кудрявцева, сотрудница компании «Ашманов и Партнеры», в прошлом – журналистка Seonews. О продаже «Вебпланеты» «Мастерхосту» сразу же сообщил в своем блоге Юрий Синодов, бывший сотрудник издания, сопроводив запись словами: «В общем, я бы доверял этой информации».

Александр Бурмистров, один из владельцев «Вебпланеты», никак не отреагировал на запрос TelNews. Анастасия Голицына, журналистка «Ведомостей», в комментариях к записи Синодова сообщила, что звонила Бурмистрову и он якобы опроверг информацию о сделке с холдингом «Активист». Сам Леонид Филатов, однако, категорически отрицать свою связь с «Вебпланетой» не собирается. В «Мастерхосте» дали традиционный в таких случаях ответ, что слухи комментировать не готовы.

Если верить информации, опубликованной Людмилой Кудрявцевой, то новый инвестор приобрел чуть менее 50% проекта. Согласно оценке «ФИНАМа», стоимость сделки вряд ли превышала $150 тыс. В ситуации, когда все заинтересованные стороны играют в молчанку, установить истину, разумеется, очень сложно. Тем не менее, обращает на себя внимание эмоциональная реакция Лехи Андреева, главного редактора «Вебпланеты», на пост в дневнике Людмилы Кудрявцевой. В принципе, формат блога вовсе не исключает публикации любой «отсебятины», однако почему-то именно информация о возможной связи между «Вебпланетой» и «Мастерхостом» вызвала у Андреева такое странное раздражение.

Намного интереснее вопрос, зачем «Мастерхосту» могло понадобиться отраслевое СМИ уровня «Вебпланеты». Хостинг-провайдер владеет собственной тематической площадкой Hostinfo.ru, возглавляет которую писатель Алекс Экслер. Может ли покупка означать очередной поворот в жизни издания, созданного 6 лет назад Денисом Крючковым?

Владислав Кочетков, пресс-секретарь инвестиционного холдинга «ФИНАМ», считает, что смена владельца «Вебпланеты» вряд ли серьезно скажется ее на положении в секторе нишевых изданий «про Интернет». «Если «Мастерхост» вошел в капитал «Вебпланеты», он заинтересован в том, чтобы издание нормально развивалось, как минимум, сохраняя аудиторию. Опыт показывает, что активное вмешательство инвестора из другого сектора в редакционную политику чаще всего дает отрицательный результат. Думаю, «Мастерхост» хорошо понимает это – его менеджмент достаточно профессионален, обладает стратегическим мышлением. В итоге, принципиально ситуация на рынке отраслевых СМИ не изменится, хотя нельзя исключать, что «Вебпланета» получит дополнительную финансовую подпитку».

Самым интересным предположением по поводу «тайной сделки» является использование нового актива в борьбе с конкурентом – РБК. Теперь по медиагиганту можно будет «бить» сразу из двух интернет-СМИ. Доброта по отношению к «большой и сильной» РБК может смениться жестким тоном публикаций, а резкость в отношении «Мастерхоста» может волшебным образом исчезнуть.

«Вебпланеты» явно недостаточно, чтобы пытаться вести информационную войну с РБК – ресурс этой компании на порядки мощнее», — считает Владислав Кочетков.

Этого тандема не опасаются и в самой РБК. «Сайты, освещающие события Интернета, это крошечная ниша, которая не имеет никакого отношения к бизнесу, — заявил Максим Казак, главный редактор Cnews. — Издания здесь делятся на два основных типа: энтузиасты и маркетинговые площадки. Смена одного из партнеров в «Вебпланете» теоретически может привести к росту расходов на привлечение аудитории. Все понимают, что эти инвестиции, по сути, будут маркетинговыми затратами «Мастерхоста». Практика, когда бизнесмены заводят собственные СМИ для поддержки бизнеса, традиционна в России. Такие издания всегда остаются убыточными и живут до первого кризиса в компании-спонсоре».

Он выразил сомнение в том, что в сам покупатель рассматривает издание как серьезный актив для информационного противостояния РБК. «По-моему, зависть к успехам РБК является темой-якорем аудитории этого издания. Вряд ли эту тональность можно сделать «менее дружелюбной», — добавил он.

От SitesReady